Большая часть российского fashion-ритейла (магазины одежды, обуви, аксессуаров) представлены зарубежными брендами. Всем им однажды пришлось выйти на наш рынок, а, значит, в самом начале выбрать метод перестройки бизнеса под местные реалии.
Дата публикации:
Обновлено:
Всем зарубежными брендам однажды пришлось выйти на наш рынок, а, значит, в самом начале выбрать метод:
Как показывает наша практика, чаще всего зарубежные сети предпочитают второе, а потому ставят перед подрядчиком задачу открыть им магазины под ключ. Рассказываем, что это такое и с каким проблемами сервисный партнёр сталкивается при реализации процесса. А чтобы наш рассказ был предметным, построим его на примерах наших заказчиков.
Для начала давайте разберёмся всё же, какие ритейлеры просят открыть им магазины под ключ. Вот несколько их характерных признаков:
К подрядчику такие ритейлеры обращаются ещё на этапе проекта. Они прекрасно представляют, как будет выглядеть их российская торговая сеть с точки зрения брендинга — ведь у них уже есть на руках разработанные корпоративный стиль, брендбук, готовые шаблоны дизайна интерьера и экстерьера магазинов, стандарты обслуживания покупателей. И понимают, что на ИТ-инфраструктуру, парк ПО, операционные процессы повлияет специфика регуляторики — их придётся перестраивать и дополнять.
Иногда мы сталкиваемся и с не совсем типичными запросами на открытие магазина под ключ — от стартапов в fashion-ритейле.
Если коротко и совсем упрощённо, то заказчик отдаёт подрядчику все задачи по открытию торговой точки. В идеале — одному. Например, в Европе сервисные компании могут оказывать клиентам даже услуги связи. У нас же ритейлерам необходимо напрямую заключать некоторые договоры с поставщиками услуг. Это обусловлено ограничениями российского законодательства. В данной ситуации мы, как интегратор с многолетним стажем, сопровождаем заказчика до момента заключения договора с поставщиком услуг, а также предлагаем помощь по сопровождению непрофильных контрактов. В основном это касается обеспечения работы ИТ-инфраструктуры.
Но даже в этом случае открытие магазина под ключ в России состоит из огромного комплекса задач. Среди них:
Не удивительно, что во время реализации столь объёмного проекта регулярно появляются проблемы и новые задачи, вызванные различными факторами. Поговорим о самых типичных из них.
«Сделайте, чтобы всё было готово вчера» — та самая просьба, с которой чаще всего обращаются заказчики. Зарубежные ритейлеры — не исключение. Как говорится: «Время деньги», и мы это понимаем, но в нашей реальности есть объективные факторы, которые сильно влияют на сроки реализации проекта. К сожалению, заказчики зачастую упускают много моментов, которые являются не просто рисками, а реальными факторами, влияющими на планы. Мы раскрываем и консультируем их, даём объективную картину и возможные сценарии реализации проекта.
Например, один из клиентов обратился к нам с пожеланием за две недели с нуля построить полноценную розничную сеть, готовую к росту. Но это нереально. Такие задачи, как подготовка бэк-офисных систем, их наполнение, регистрация ритейлера в ФНС РФ, формирование товарного справочника требуют времени. В среднем, открытие стандартного магазина одежды на 100 квадратных метров со всей инфраструктурой занимает 2,5-3 месяца. Если ритейлера интересует только автоматизация торгового зала, то тут можно уложиться за 1 месяц.
Тут мы вас не удивим: мечта любого ритейлера — сделать хорошо, но при этом как можно дешевле. Действительно, одну и ту же задачу можно решить разными способами с привлечением тех или иных инструментов. Например, считать скидку на товар в блокноте, а потом корректировать чек. Или установить промо-модуль для кассовой программы и проводить каждую минуту сотни маркетинговых акций.
Поэтому на этапе формирования концепта, если у заказчика нет собственного корпоративного стандарта, мы предлагаем идти по самому эффективному пути: наибольшей автоматизации торговых процессов. И таким образом не только закрываем одномоментные нужды бизнеса, но и закладываем возможности для его дальнейшего развития.
Но такая мультивариативность часто приводит к тому, что заказчик старается выбрать самый дешёвый вариант из озвученных нами, сопровождение которого, почти наверняка, впоследствии выйдет затратнее, чем более дорогие по началу варианты.
Например, наш клиент — европейский ритейлер, решивший открыть в России сеть магазинов женской одежды, рассматривал возможность сделать это без центрального сервера и проведённого канала связи. Да, на первый взгляд, это стоит дешевле. Однако приводит к тому что, если в товарном справочнике не заведена какая-то позиция, то продажа этой вещи становится невозможной в любом магазине сети. К тому же тут накладывает отпечаток российское законодательство: о каждой проданной вещи ритейлер отчитывается перед налоговой (ФЗ-54). Если данные о продажах не поступают — а в случае отсутствия каналов связи и центрального сервера это и произойдёт — касса заблокируется. И работать будет невозможно.
Всё тот же ритейлер потом решил сэкономить время для того, чтобы ускорить открытие первого магазина, поэтому решил действовать без автоматизации самого процесса открытия (настройки программ и оборудования). На наш взгляд, это было недальновидно, ведь все работы выполнялись штучно в ручном режиме. Сэкономленные 20-30 часов на разработке автоматизации привели к тому, что, в совокупности с экстенсивным ростом количества магазинов, торговая сеть стала неоднородной. Потребовались работы по её стандартизации и приведению в порядок. А это, в свою очередь, впоследствии привело к той самой автоматизации процесса открытия.
Мы не исключаем, что принятое заказчиком решение было стратегическим — он был готов на увеличение расходов в перспективе, ведь главным на тот момент для него был выход на российский рынок в строго запланированный срок.
Другой заказчик не принял наши рекомендации по выбору EFT-терминала. В итоге предприимчивый специалист банка, в который он обратился, продал ему самое дешёвое оборудование, у которого даже не было сим-карты. То есть если в магазине пропадал канал связи, то ритейлер автоматически терял прибыль: принять оплату можно было только наличными. Конечно, мы могли дополнительно заработать на этой проблеме, сделав платную доработку для кассовой программы. Но вместо этого, помогли заказчику провести повторные переговоры с банком, чтобы вернуть EFT-терминалы и подобрать новые оптимальные, но недорогие устройства.
Эта проблема не зависит ни от ритейлера, ни от сервисного подрядчика. Просто российское законодательство в части торговли постоянно меняется. Продуктовые магазины уже натерпелись с ЕГАИС, затем всех затронул 54-ФЗ. С 2019 года магазинам одежды и обуви предстоит адаптироваться под обязательную маркировку товаров, перейти на формат фискальных данных 1.05 и НДС в 20%.
Каждое подобное нововведение властей вынуждает ритейлеров существенно менять бизнес-процессы, нести расходы на модернизацию ПО, покупку нового оборудования. Так, на этапе планирования проектов и бюджетов они могут опираться на одну законодательную ситуацию, а к моменту внедрения она становится совершенно другой. Как участники рынка, мы оперативно отслеживаем перемены и досконально в них разбираемся, поэтому ведём постоянный диалог с заказчиком, предупреждая о возможных сложностях и вовлекая его в пилотные проекты.
Как мы уже сказали, в нашей стране за открытием магазинов ритейлера физически не может стоять только один сервисный провайдер. По некоторым работам приходится заключать договоры со сторонними компаниями. Например, с уже упомянутыми нами провайдерами связи.
Хорошо, если сторонних подрядчиков привлекает всё тот же единый сервисный провайдер, который самостоятельно и очень чётко координирует их работу. Хуже, когда это делает сам ритейлер. Потому что далеко не факт, что он найдёт действительно клиентоориентированных исполнителей.
Один из наших клиентов, заключая договор с провайдером связи, недооценил риски принимаемого решения, хотя мы его о них предупреждали, и выбрал не самого лучшего подрядчика. На тот момент у него были планы по открытию нескольких магазинов, однако он даже до конца не представлял, где территориально они будут находиться. В результате получилось так, что в торговых центрах, где он арендовал помещения, выбранный им провайдер связи не был представлен. Пришлось ждать, когда тот обеспечит своё присутствие на выбранном объекте. А это не только физические работы по прокладке кабелей, которые, в теории, могли быть выполнены достаточно оперативно, но и юридические/организационные вопросы, потребовавшие приличных сроков и пощекотавшие всем нервы. Однако, несмотря на обоюдные усилия провайдера, нас и в том числе заказчика, естественно, быстрые/экстренные работы по наладке канала связи в последствии дали о себе знать, первые месяцы после открытия происходили постоянные сбои в его работе.
Другой ритейлер столкнулся и с проблемой при передаче данных в ФНС. Его глобальный партнёр в части бухгалтерии получил автоматом право сотрудничать с сетью и в России. В ведении российского подразделения оказались такие вопросы, как:
В результате функции ОФД были возложены на небольшую компанию из Екатеринбурга, с офисом из нескольких человек и разницей во времени с Москвой. Через 30 дней после открытия первого магазина в нём была заблокирована первая ККТ, так как данные с неё не поступили в налоговую. Вскоре проблема повторилась и в другом магазине. Нашим специалистам пришлось в воскресенье в экстренном порядке везти ритейлеру другую ККТ, перерегистрировать её и восстанавливать работоспособность кассы.
К слову, практика показывает, что примерно 75% проблем, появляющихся при открытии магазинов под ключ, не имеют к «Пилоту» никакого отношения. При этом половину из них решали наши специалисты. Это происходит потому, что мы понимаем действие цепочки, предупреждаем риски ритейлеров, и заинтересованы в том, что их бизнес в нашей стране сложился удачно.
Задача ритейлера не просто адаптироваться под российские реалии, но и интегрировать новое подразделение со штаб-квартирой. Например, сотрудники центрального европейского офиса нашего клиента просто «забыли» о том, что в российское представительство передали протоколы обмена данными с их центральной системой. В результате, при обновлении, нас не включили в список оповещения, а после обновления данные перестали поступать в информационную систему. Как следствие, у российской сети оказались неактуальными справочники товаров и не были загружены поставки.
Как говорится, аппетит приходит во время еды: поэтому важно на старте стандартизировать все пожелания ритейлера, вместе подумать, какие процессы ему нужны на этапе становления бизнеса.
Обратившаяся к нам сеть магазинов женской одежды решила, что на первых этапах ей не нужны промо-акции. Ритейлер запланировал внедрение промо-инструментов гораздо позже. Однако с открытием первого же магазина понял, что клиентов нужно привлекать не когда-то в будущем, а прямо сейчас. А вот как сделать это без подходящих инструментов — непонятно. Сотрудники магазина, и вовсе, были уверены, что промо-сервер уже работает, и сделали скидку покупателю в первый же день работы. В итоге товар ушёл в чек с отрицательной ценой — а это в перспективе штраф из налоговой.
Итак, мы перечислили только самые типичные проблемы, с которыми сталкиваются ритейлеры при открытии магазинов в России. На деле их не шесть, а гораздо больше. Поэтому большинство зарубежных сетей предпочитают обращаться к надёжному сервисному провайдеру, чтобы все сложности решал он. Главное, найти такого партнёра, который действительно и днём, и ночью будет решать проблемы и страховать ритейлера, сделает всё, чтобы помочь быстро выйти на рынок и закрепиться на нём. Чтобы сама сеть магазинов в это же время могла сфокусироваться на стратегических и бизнес-задачах. Также сервисный партнёр должен помочь клиенту впоследствии улучшить завоёванные позиции на рынке — ведь он знает особенности построенных им систем, в которые изначально закладывается потенциал для роста и развития.
Остались вопросы? Обратитесь к нам, мы сформируем для вас индивидуальное предложение сервисного обслуживания вашего fashion-магазина.
Запрос консультации